|
ЛЕКАРСТВА РАЗНЫЕ БЫВАЮТ Эта тема практически не обсуждается в средствах массовой информации, и даже наоборот подается неправильно. Сейчас в наших аптеках можно купить все те эффективные лекарства, которыми пользуются врачи во всех странах мира. И в тоже время невозможно включить радио, развернуть любую газету, чтобы не нарваться на рекламу всевозможных «спасительных» препаратов и приборов. В последнее время стали много говорить о поддельных лекарственных препаратах. Но проблема фальшивых лекарств, как и фальшивых денег – скорее проблема юридическая. К сожалению, продается множество легальных препаратов, которые ничем не лучше фальшивых. Безусловно, выбор необходимого лекарства всегда должен оставаться за врачом. Однако пациент имеет право знать, что за препарат он будет принимать, и выбрать то качественное средство, которое ему будет максимально полезно и доступно. Поэтому, прежде чем говорить о болезнях и их лечении, сделаем еще одно отступление. Начать придется издалека. В последние годы во всем мире широко внедряется такое понятие, как доказательная медицина. Оно относится в первую очередь к научным исследованиям, но определяет выход новых разработок в практику. Основной смысл этого понятия в том, каждое клиническое решение должно основываться на строго доказанных научных фактах, то есть в лечебных целях могут применяться только те лекарства, приборы, методики, эффективность и безопасность которых, абсолютно надежно доказана. Для такого доказательства должно быть проведено широкое, рандомизированное, двойное слепое, плацебоконтролируемое исследование. Эта умная, труднопроизносимая фраза на деле означает следующее: Любое лечебное средство (безопасность применения которого в клинической практике предварительно уже доказана) проходит испытание на большой группе людей (иногда до нескольких тысяч человек одновременно в различных медицинских учреждениях и даже странах), страдающих конкретным заболеванием и имеющих сходные клинические проявления. Все пациенты абсолютно случайным образом делятся на две равные группы (это и называется рандомизация). Первая группа получает исследуемый препарат, а вторая плацебо – пустышку, внешне неотличимую от лекарства, ничего не содержащую таблетку. При этом ни сами пациенты, ни те специалисты, которые дают препараты, ни те, кто оценивает результаты лечения, не знают, кто – что принимал (это двойной слепой контроль). И вот если эффективность исследуемого в таких условиях препарата будет достоверно отличаться от плацебо, а побочные эффекты будут незначительными, средство можно будет применять в хорошей клинической практике (так и подчеркивается – в хорошей). Только крупные западные фармацевтические компании проводят эти очень сложные и дорогие исследования. Об их уровне свидетельствует недавнее сообщение в прессе: Американский врач представила результаты заказанного исследования, немного завысив количество обследованных пациентов. Теперь по приговору суда ей предстоит 57 месяцев лишения свободы и выплата штрафа в размере около 1,5 миллионов долларов США. Разработка нового препарата продолжается 12-15 лет от открытия до запуска в производство, и лишь одна из 10000 разработок становится лекарством. Средняя стоимость таких исследований доходит до 800 миллионов долларов, при этом только 1-2 новых препарата из 10 становятся для фармацевтической компании прибыльными. Эти оригинальные препараты известны, могут применяться, если они показаны, без опасений, хотя не бывают дешевыми. Однако, при всем желании не может один производитель обеспечить весь мир широко используемым лекарством. Поэтому через 10-15 лет после выхода оригинального препарата, когда срок патентной защиты истекает, любая фармацевтическая компания без согласования с разработчиком может начать производство копии данного лекарства под своим фирменным названием. Такие препараты так и называются – дженерики (от английского generic – родовое) или копии. Надо понимать, что разработчик никому не передает свою технологию производства. Известна химическая формула лекарства или используемое сырье, если препарат содержит растительные экстракты. Технологию новый изготовитель разрабатывает сам. Если эта солидная фармацевтическая компания, имеющая собственные разработки и крупное, современное производство, то их препарат по эффективности и безопасности будет практически не отличим от оригинального. При этом дженерики всегда существенно дешевле. Но если препарат копирует малоизвестная отечественная или южно-азиатская фирма, то стремление к дешевизне может дорого обойтись. Международное название (основное действующее вещество) препарата всегда пишется мелким шрифтом под фирменным названием. Для окончательной ясности приведем пример: Широко известный эффективный антибиотик ципрофлоксацин был разработан немецкой фирмой Байер 15 лет назад и до сих пор выпускается под названием Ципробай, стоя в наших аптеках порядка 400 рублей. При этом сейчас у нас продается не менее двух десятков копий ципрофлоксацина самых разных производителей под своими названиями, по цене от 30 рублей. Поэтому, если вы не можете обсудить с врачом, какой препарат выбрать, привлеките на помощь свой жизненный опыт по вопросу соотношения цены и качества. Чем серьезнее производитель лекарства, тем более подробная в нем будет аннотация, и тем больше в ней будет написано про возможные побочные эффекты. Это часто пугает пациентов и совершенно напрасно. Серьезные фармакологи говорят: если у лекарства нет побочных эффектов, то стоит подумать, есть ли у него вообще какие-либо эффекты. К тому же осложнения случаются в очень небольшом проценте случаев и легко устранимы. Зачем тогда о них столько писать? Когда лекарство производит серьезная этическая компания (соблюдающая все нормы и правила в общении с потребителем), то даже если при испытаниях витаминного препарата из тысячи пациентов, несколько человек, занимающихся ремонтом крыши, упадут с нее, в аннотации будет указано, что во время приема лекарства возможно падение с крыши. Этот весьма условный пример здесь приведен для того, чтобы еще раз убедить наших пациентов, что подробная аннотация в лекарстве предупреждает не об опасности его применения, а о порядочности производителя. Большинство пациентов всегда с осторожностью относятся к химическим лекарственным препаратам, предпочитая лечиться травами. Однако, не надо забывать, что многие лекарства созданы после изучения лекарственных растений. С другой стороны, неправильное применение растительных препаратов может принести не меньше вреда, чем химических. Сейчас выпускается множество готовых лекарств, содержащих растительные экстракты. Тщательно выделить из качественного растительного сырья необходимый компонент, очистить его и обеспечить сохранность - задача не менее, а иногда и более сложная, чем производство химических препаратов. Здесь доверие к производителю должно быть особенно высоким. При этом по пальцам можно перечесть растительные препараты, эффективность которых была доказана в серьезных медицинских исследованиях. А уж о травах, которые продаются в пакетиках, как чай, нельзя сказать ничего кроме того, что только к чаю для любителя они и хороши. Есть еще гомеопатические препараты. Не зная механизма действия, сложно говорить об их эффективности. Кто-то из великих гомеопатов сказал, что полезность гомеопатии – это не вопрос науки, это вопрос веры. Ну а верой должно заниматься уже не наше учреждение. Но самое удивительное в наших «средствах для лечения» - это биологически-активные добавки или БАДы. Само по себе слово «добавка» навевает мысли только о детском садике и противной манной каше. Эти добавки поначалу и назывались пищевыми, но со временем приобрели более наукообразное название. Подразумевается, что БАДы содержат витамины и полезные микроэлементы (но они есть в большинстве поливитаминных препаратов, производящихся фармацевтическими компаниями, и продающихся во всех аптеках), экстракты растений от всех болезней, а также для оздоровления, похудания, конечно же повышения потенции и прочее, и прочее. Иногда в маленькой капсуле «содержится» несколько десятков растительных компонентов. К сожалению, нельзя проверить правильность доказательства того, что никто не собирался доказывать. Хочется только, чтобы наши пациенты понимали следующее: - Никаких клинических испытаний, подтверждающих свою эффективность, никакие БАДы никогда не проходили.
- При их регистрации проводится только проверка отсутствия в них токсических веществ в экспериментах на крысах.
- Нигде в мире БАДы не считаются лекарственными средствами и не продаются в аптеках.
- Продажа БАДов методом сетевого маркетинга (как продавался Гербалайф, открывший в России эту тему) подразумевает максимальное извлечение прибыли, а не персональное доведение лучшего до клиента, заботу о качестве и доступности и прочее, как пытаются доказать агенты-распространители.
- Активная реклама в средствах массовой информации (особенно на телевидении) стоит огромных денег. Если попробовать посчитать и вычесть рекламные расходы из цены рекламируемого средства, могут остаться копейки. А что может стоить копейки?
Желающие возразить обязательно вспомнят правдивые случаи, когда именно эти средства кому-то помогли. В большинстве серьезных клинических испытаний всегда отмечается положительный эффект в группе пациентов, принимающих плацебо. Он так и называется – плацебо-эффект, и достигает в некоторых случаях до 20% от эффекта настоящего препарата. Объясняется это самовнушением пациентов, положительной реакцией организма на сам факт лечения, верой в лекарство, наконец. В расчете на плацебо-эффект можно продавать чудодейственную воду в красивой упаковке, жужжащие и светящие «лечебные» приборы, проводить целительные сеансы, и всячески «помогать» людям, не доверяющим официальной медицине. И последнее, очень немаловажное. Цена всех этих «недоказательных» лекарств не меньше, а иногда и значительно больше, серьезных проверенных медицинской наукой и практикой препаратов. Сомнительно, чтобы у наших пожилых пациентов были лишние деньги для чужого бизнеса. Далее, когда мы будем говорить о лечении, упоминаться будут только лекарства, заслуживающие доверия. Хотите верьте – хотите нет.
|
|